Skip to content
Главная | Защита прав потребителя | Зато как субъект финансового права

2. Субъекты финансового права.

Финансовое право, регулируя относящиеся к его предмету общественные отношения, определяет круг участников или субъектов этих отношений, наделяет их юридическими правами и обязанностями, которые обеспечивают планомерное образование, распределение и использование государственных денежных фондов. Носители этих прав и обязанностей являются субъектами финансового права. Субъект финансового права - это лицо, обладающее правосубъектностью, то есть потенциально способное быть участником финансовых правоотношений, поскольку оно наделено необходимыми правами и обязанностями.

Субъект финансового правоотношения - это реальный участник конкретных правоотношений. Юридические права и обязанности в сфере финансовой деятельности принадлежат субъектам финансового права в силу действия финансово-правовых норм, независимо от участия в конкретных правоотношениях. Но нельзя и противопоставлять данные понятия. Ведь субъект финансового права, вступая в конкретные правоотношения при реализации своих прав и обязанностей, приобретает новые свойства - он становится субъектом участником правоотношения. Но при этом он сохраняет свои качества, которыми обладал до вступления в них, то есть остается субъектом финансового права.

Таким образом, субъект финансового права - понятие более широкое, чем субъект участник финансового правоотношения. В данный момент носители финансовых прав и обязанностей могут еще не вступить в конкретные правоотношения. Кроме того, какая-то часть прав и обязанностей может остаться нереализованной.

Еще по теме 2. Субъекты финансового права.:

Однако ее объем гораздо меньший, чем по другим отраслям права в силу особенностей финансовых правоотношений, обусловленных возникновением этих отношений в процессе финансовой деятельности государства, муниципальных образований. Например, не требуется и не предполагается реализация всех прав, которыми наделяет законодательство субъектов гражданского права права наследования, дарения, купли-продажи и т. Иное дело финансовые правоотношения: Но и в этой области в связи с действие уполномочивающих финансово- правовых норм и другими факторами субъекты могут не проявить волю к реализации некоторых своих прав например, право изыскания и использования дополнительно выявленных, сверх утвержденных по бюджету доходов, право обращения с заявлением об отсрочке или рассрочке налоговых платежей и др.

Особенность круга субъектов финансового права состоит в том, что в него входят три основные группы, на которые подразделяются субъекты российского права: Возможно подразделение субъектов финансового права и на две группы: Такая классификация также целесообразна и имеет значение при рассмотрении ряда вопросов например, об ответственности, о способах защиты субъектов финансового права. Однако подразделение на три группы полнее раскрывает особенности круга субъектов финансового права. В первую группу субъектов финансово-правовых отношений государство и его территориальные подразделения входят: Российская Федерация; субъекты Российской Федерации - республики, края, области, города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург, автономная область, автономные округа; муниципальные образования - городские, сельские поселения и иные территории; административно-территориальные единицы населенные пункты , входящие в состав муниципального образования; административно-территориальные образования особого режима закрытые административно-территориальные образования, свободные экономические зоны.

Такой круг субъектов свойствен, в частности, бюджетным правоотношениям. Законодательство закрепляет право на государственный или местный бюджет именно за этими субъектами, а не за государственными органами, что выражает принцип народовластия, закрепленный в Конституции РФ. Принадлежность бюджета государству и его территориальному подразделению является и необходимым атрибутом, отражающим их организованность в соответствующую единицу - государство, автономию, муниципальное образование.

В связи с правом на самостоятельный бюджет они обладают целым комплексом прав на получение определенных бюджетных доходов и использование их для социально-экономического развития соответствующей территории. Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования выступают субъектами права и в других финансовых отношениях: Соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления в этом случае выступают от имени и в интересах в целом Российской Федерации, республики, области и Т.

Выполнение финансовых обязанностей перед другими субъектами обеспечивается при этом за счет средств государства или его территориальных подразделений, то есть соответствующего государственного или местного бюджета. Закрытые административно-территориальные образования ЗАТО согласно российскому праву - это имеющие органы местного самоуправления административно- территориальные единицы с особым правовым режимом.. В их пределах расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, в связи с чем устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан.

ЗАТО находятся в ведении федеральных органов государственной власти по вопросам: Все это определило особенности и финансово-правового положения ЗАТО. В отличие от муниципальных образований, ЗАТО вступает в бюджетные правоотношения непосредственно с федеральными органами власти.

Основы финансово-правового статуса закрытого административно-территориального образования

В случае строительства или реконструкции в ЗАТО предприятий и объектов с сохранением их оборонной направленности за счет средств федерального бюджета, часть их обязательно должна быть отчислена органам местного самоуправления ЗАТО. Зарегистрированным в ЗАТО в качестве налогоплательщиков организациям органами местного самоуправления предоставляются дополнительные льготы по налогам и сборам.

обладал Зато как субъект финансового права мог

Свободная экономическая зона отличается особой системой налогообложения ст. Коллективными субъектами финансового права являются государственные и общественные организации, к числу которых относятся: Органы государственной власти относятся к числу субъектов финансового права, участие которых обязательно в финансовых правоотношениях.

Субъекты финансового права

В их круг входят: В числе органов исполнительной власти - как органы общей компетенции, так и различные органы специальной отраслевой компетенции - министерства, комитеты, службы и т. Особую группу составляют органы местного самоуправления, осуществляющие в соответствии с Конституцией РФ ст. Участие в правоотношениях не только органов исполнительной, но и представительной власти - характерная особенность круга субъектов финансового права, в отличие, например, от административного права, субъектами которого органы представительной власти не являются.

Юридические права и обязанности органов государственной власти и местного самоуправления как субъектов финансового права выражают их компетенцию по осуществлению определенной части финансовой деятельности государства, муниципальных образований, подлежащую обязательной реализации. Компетенция соответствующего органа распределяется между его структурными подразделениями и должностными лицами и в силу своей обязательности требует от них активных действий.

Широкий круг субъектов финансового права представляют предприятия и иные коммерческие организации различных организационно-правовых форм и форм собственности. В качестве основной цели своей деятельности они преследуют извлечение прибыли и действуют на праве хозяйственного ведения. Такие организации вступают в финансовые правоотношения в связи с внесением в казну налогов и других обязательных платежей, получением из нее ассигнований, распределением прибыли ст.

Для вступления в такие правоотношения предприятия должны обладать юридической самостоятельностью. Однако законодательством предусматривается возможность филиалам, другим обособленным подразделениям предприятий исполнять обязанности последних, в частности по уплате налогов по месту своего нахождения ст.

Среди этой группы субъектов финансового права выделяются своей спецификой казенные предприятия как форма государственных предприятий, основанных на праве оперативного управления. Такие предприятия находятся в прямом государственном подчинении и управлении уполномоченных органов, включая область финансов. Поэтому содержание финансовых правоотношений, в которые вступают эти предприятия, отличается спецификой, обусловленной наличием у государственных органов полномочий по управлению их финансовой деятельностью, определенным ограничением их самостоятельности.

В условиях перехода к рыночным отношениям развиваются различные организационные формы объединений предприятий, причем предприятия сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица. Такими объединениями являются союзы, ассоциации, компании, гильдии, холдинги, межотраслевые, региональные и другие объединения.

Они создаются на договорной основе, действуют на принципах коммерческого расчета, самофинансирования и самоуправления и вступают в соответствующих случаях в финансовые отношения. Указом Президента от 5 декабря г. Это совокупность юридических лиц предприятий, учреждений, организаций, кредитно-финансовых учреждений и инвестиционных институтов , объединяющих инвестиции капиталы , материальные и финансовые ресурсы с учетом антимонопольного законодательства для повышения эффективности производственного процесса.

Удивительно, но факт! Следовательно, в отношении налога на доходы физических лиц предусмотрен иной порядок закрепления за органами местного самоуправления.

В условиях рыночной экономики развилась сеть малых предприятий, которые также вступают с государством и муниципальными образованиями в финансовые правоотношения, отличающиеся от других своей спецификой. Учреждения, которые являются некоммерческими организациями не имеющими своей основной целью получение прибыли , создаваемые для осуществления социально- культурной, научной и управленческой деятельности, являются субъектами финансового права главным образом в связи с использованием для выполнения своих задач средств, выделяемых им из государственного или местного бюджета.

Однако все большее значение приобретают права и обязанности учреждений, связанные с использованием внебюджетных средств, получаемых ими в результате предпринимательской и иной деятельности, оказания дополнительных услуг и т. Индивидуальные субъекты финансового права, или физические лица, - это граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Их права и обязанности связаны большей частью с налоговыми и другими обязательными платежами, поступающими в государственную или муниципальную казну.

Законодательство устанавливает в качестве основных условий привлечения гражданина к уплате налогов наличие у него дохода, превышающего установленный необлагаемый минимум, или определенного имущества, подлежащего налогообложению строения, транспортные средства, земельный участок и др. Граждане могут вступать в финансовые правоотношения в области государственного и банковского кредита, государственного страхования, по поводу самообложения в муниципальных образованиях. Законодательство определяет, в каких случаях субъектами финансового права РФ могут быть не только граждане России, но и иностранцы и лица без гражданства.

Среди физических лиц - субъектов финансового права выделяются граждане, занимающиеся индивидуальной предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, в том числе главы крестьянского фермерского хозяйства. Важно отметить и такую сторону правосубъектности граждан РФ - они имеют право на участие в финансовой деятельности государственных органов. Оно основано на положениях Конституции России ст.


Читайте также:

  • Наказание за нарушение пдд п.9.10
  • О признании права собственности в незавершенном
  • Уход за престарелым человеком за правом наследования жилья
  • Лишение прав за просрочку штрафов
  • 2016-2018 | Юридическая помощь онлайн.