Skip to content
Главная | Семейное право | Содержание и методы обучения детей с нарушением слуха

Методы, средства и формы обучения слабослышащих детей

О детях, имеющих отклонения умственного развития, известно еще со времен Аристотеля. Тогда такие дети просто уничтожались. В дальнейшем, с развитием медицины, стали вставать и вопросы помощи таким детям. Большой вклад в развитие данного направления внесли ученые того времени, такие, как французский врач-психиатр Филипп Пинель, его ученик Жан-Этьен-Доминик Эскироль, Жан Итар.

В России вопросами, связанными с аномальными детьми, занимались И. К аномальным детям относят и детей с нарушением слуха. Глухота — полное отсутствие слуха или такая форма его понижения, при которой разговорная речь воспринимается лишь частично, с помощью слуховых аппаратов. Тугоухость — снижение слуха на оба уха, при котором возникают затруднения в восприятии речи, однако при усилении голоса это восприятие становится возможным.

Удивительно, но факт! В первый класс в любое из отделений принимаются дети, достигшие 7 лет, если они посещали детский сад.

Существует несколько классификаций детей с нарушениями слуха. Одной из распространенных классификаций глухих детей является классификация, разработанная Л. В медицине в настоящее время при оценке состояния слуха детей используется Международная классификация нарушений слуха. Средняя потеря слуха определяется в области частот ,, Гц. Снижение слуха более чем на 90 дБ определяется как глухота. Педагогическая классификация детей с нарушениями слуха Р. Боскис построена на психологическом изучении взаимодействия слуха и речи.

Теоретической основой классификации являются положения, определяющие своеобразие развития ребенка с нарушениями слухового анализатора. Нарушение слухового анализатора у ребенка необходимо рассматривать в его принципиальном отличии от подобного недостатка у взрослых. У взрослых людей к моменту нарушения слуха речь сформирована, а дефект слухового анализатора оценивают с точки зрения возможности общения на основе слуха.

Нарушается речевое развитие ребенка. Если же глухота возникает рано, это приводит к полному отсутствию речи. Немота препятствует нормальному формированию словесного мышления, что ведет к нарушению познания. Для правильного понимания развития ребенка с недостатком слуха важно учитывать возможность самостоятельного овладения речью. Нарушение слуха, с одной стороны, препятствует нормальному развитию речи, с другой стороны, нормальное функционирование слухового анализатора находится в зависимости от уровня речевого развития.

Чем выше уровень речевого развития ребенка, тем больше возможностей использовать остаточный слух. Человек, владеющий языком, имеющий достаточный словарный запас, способен лучше воспринимать обращенную речь, так как улавливает знакомые слова и фразы по смыслу, в контексте фразы. Дети, у которых речь развита лучше, производят впечатление слышащих. Чем лучше у ребенка слух, тем больше возможностей для самостоятельного развития речи на основе подражания речи окружающих. Боскис рассматривает недостаточность слуха у ребенка с точки зрения развития речи при данном нарушении слуха.

содержание и методы обучения детей с нарушением слуха менее

Чем лучше речь у ребенка, тем больше возможностей использовать свой слух. При глухоте обнаруживается потеря слуха выше 80 дБ. В том случае, если при аудиометрии обнаружено снижение слуха меньше 80 дБ, говорят о тугоухости. Педагогическая классификация детей с недостатками слуха, разработанная Р. Боскис, построена на критериях, учитывающих своеобразие развития детей с отклонениями в функции слухового анализатора.

Боскис выделила 2 основные группы детей с недостатками слуха — глухие и слабослышащие. К группе слабослышащих детей относят тех, у кого наблюдается снижения слуха, но возможно самостоятельное развитие речи. В зависимости от речевого развития выделяют 2 группы слабослышащих детей: Слабослышащие, которые обладают относительно развитой речью с небольшими недостатками; Слабослышащие с глубоким недоразвитием речевой функции.

Среди глухих также выделяют 2 группы детей в зависимости от времени возникновения дефекта: Ранооглохшие дети, потерявшие слух на году жизни или родившиеся неслышащими; Позднооглохшие дети, то есть потерявшие слух в года, а также позже, сохранившие речь в связи с более поздним возникновением глухоты. Позднооглохшие дети составляют особую категорию детей со сниженным слухом. Дефект слуха в первую очередь отрицательно влияет на формирование речи, т. Таким образом, на основе оценки состояния слуха, уровня развития речи с учетом времени наступления слухового дефекта выделяют 4 группы детей с нарушениями слуха и речи.

Существует также классификация глухих детей со сложным дефектом, то есть аномалии слухового анализатора сочетаются с нарушениями работы других органов и систем организма. При нарушении слуха уровень развития речи неодинаков и зависит от следующих факторов: Каждый из вышеперечисленных факторов играет огромное значение при оценке речи детей. Степень снижения слуха и развитие речи у детей находятся в прямой зависимости. Чем больше у ребенка снижен слух, тем сильнее страдает речь.

Если снижение слуха незначительное, то отклонения речи не резко выражены. Если наблюдается тяжелая степень снижения слуха, ребенок остается немым до начала специального образования. При средней степени снижения слуха отмечаются нарушения в фонетической, лексической, грамматической стороне речи. Слух может быть нарушен в разные периоды жизни ребенка. Потеря слуха у ребенка до двухлетнего возраста, когда речь еще не сформирована, ведет к полному отсутствию речи.

можем содержание и методы обучения детей с нарушением слуха нам

Потеря слуха до Речь почти полностью распадается при полной потере слуха в лет, если специальное обучение не начато сразу. Потеря слуха в лет приводит к резкому искажению речи ребенка, и без специальной педагогической помощи речь будет постепенно ухудшаться.

Удивительно, но факт! Учителю о детях с нарушениями слуха. Недостаточное развитие звуковой дифференцировки приводит к снижению смыслового различения.

Если слух у ребенка потерян после 7 лет, имеются навыки овладения грамотой, то речь может быть сохранена при условии систематической коррекционной работы. При частичной потере слуха у детей временной фактор также является очень важным - он определяет уровень развития речи. После 3 лет снижение слуха вызывает меньшие отклонения в развитии речи.

Таким образом, уровень развития речи у детей с нарушениями слуха во многом определяется временем возникновения слухового дефекта.

Особенности обучения глухих детей

Педагогические условия, в которых находился ребенок с момента нарушения слуха, имеют огромное значение для его психического и речевого развития. Чем раньше были предприняты специальные как медицинские, так и педагогические меры по устранению последствий снижения слуха, тем более успешно будет развиваться ребенок. Создание речевой среды в семье, проведение раннего слухопротезирования, организация специальной работы по развитию слухового восприятия и речи определяет успешное развитие ребенка. Индивидуальные особенности также влияют на уровень развития речи.

В процессе овладения речью играет большую роль активность личности ребенка, подвижность мыслительных процессов. Компенсации слухового дефекта и развитию речи способствует устойчивое зрительное внимание и память. Формирование речи у глухих детей основывается на компенсаторном использовании сохранных анализаторов в условиях специального обучения. Активно привлекаются зрительное и слуховое восприятие, кинестетические ощущения, тактильно вибрационная чувствительность. Сурдопедагог помогает глухому ребенку овладеть движениями речевого аппарата, развить слуховое восприятие.

Развитие речи слабослышащих детей проходит на основе остаточного слуха при условии естественного общения. Даже если восприятие устной речи неполное, ребенок способен овладеть устной речью самостоятельно, но с различными нарушениями. При создании условий интенсивного развития и использования слуха возможность самостоятельно овладеть грамматическим строем речи быстро возрастает. Позднооглохшие дети имеют сформированную, развитую речь. У них наблюдается разный уровень сохранности речи.

До потери слуха у позднооглохшего ребенка развитие речи и формирование словесного мышления проходило в условиях естественного речевого общения на основе слуха. Большинство позднооглохших детей имеют тяжелую степень слухового дефекта.

Библиотека

На первый план коррекционного обучения ставится задача формирования восприятия речи на зрительной основе либо на слухо — зрительной. Позднооглохшие дети должны приобретать навык зрительного восприятия устной речи позже самого момента овладения речью. Этим они отличаются от остальных детей с нарушением слуха. Речевое развитие играет решающую роль в развитии ребенка как личность. Снижение слуха обуславливает ограничения социального общения. Это ограничение влияет на формирование психики ребенка. Страдает речь, восприятие, память, внимание, представление, мышление.

Крик и гуление глухого ребенка мало отличаются от таковых у слышащих детей. У глухих детей лепет появляется, но постепенно угасает из-за невозможности контроля над своим произношением. У глухих детей раннего возраста речь не может быть сформирована. Однако у них без специального обучения появляются различные голосовые и артикуляционные реакции. Это различные нечленораздельные звуки, восклицания, связанные с положительными или отрицательными эмоциями ребенка. Эти звуки и используются для привлечения внимания взрослых к себе.

Может наблюдаться смех, плач, произнесение отдельных речевых вокализаций. Дети раннего возраста часто используют эти звуки при общении с взрослыми, в игре. Дети пытаются через лепет выразить свои желания и потребности. В дошкольном возрасте у глухих детей без обучения речь не формируется. Без обучения число голосовых реакций сокращается, они становятся более однообразными, к пяти — шести годам исчезают совсем.

Развитие интеллекта у детей с нарушениями слуха

Работа по развитию речи детей младенческого возраста направлена на развитие зрительного и слухового сосредоточения на лице взрослого, его речи, предметах. Это работа проводится длительно, в процессе общения с ребенком в течение всего дня, а также на специальных систематических занятиях. Развитие речи у детей с нарушениями слуха на году жизни имеет более высокий темп. В связи с познанием разных предметов, явлений, у ребенка появляется словарь их названий, действий с предметами. Постоянное использование простых по структуре фраз делает доступными для понимания некоторые из них, наиболее часто повторяемые.

Важно учить ребенка понимать значения глаголов, так это необходимо для понимания и использования фраз.


Читайте также:

  • Особенности трудовых споров суде
  • Регистрация сделка с недвижимостью
  • Новогодние подарки детям сотрудников проводки на упрощенке
  • 2016-2018 | Юридическая помощь онлайн.