Skip to content
Главная | Семейное право | Порядок ликвидации и создания унитарных предприятий

Порядок ликвидации муниципального унитарного предприятия

Понятие унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения Читать далее: Правомочия собственника в отношении унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения 1. По общему правилу учредителями юридического лица могут быть граждане и юридические лица, в том числе и иностранные.

В нашем случае унитарное государственное или муниципальное предприятие, основанные на праве хозяйственного ведения, создаются только по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. Право собственности предполагает несение собственником бремени содержания своего имущества. В настоящее время это правило закрепляется в ст. Люди уже давно изобретают способы снижения тяжести указанного бремени или же стараются полностью избавиться от него. Отдельные правовые институты реализуют эти цели, устанавливая механизмы управления имуществом, не принадлежащим на праве собственности управляющему им лицу.

К таковым следует отнести и право хозяйственного ведения, то есть механизмом, который способствовал появлению исследуемого института, явилась выдвигающаяся на передний план в первой половине XX в. Коноваловым в том, что "смысл закрепления собственником определенного имущественного комплекса за субъектом ограниченного вещного права заключается в желании собственника переложить все хлопоты по введению имущества в экономический оборот на другого субъекта". Создание конструкции хозяйственного ведения, в соответствии с данной концепцией, явилось средством избавления государства, бывшего собственником основной имущественной базы в стране, от необходимости непосредственно, от своего имени осуществлять свои права.

Такое положение повлекло бы как серьезные правовые проблемы невозможность гражданского оборота при наличии одного субъекта права , так и чрезвычайное увеличение издержек по управлению, и другие неблагоприятные экономические последствия. Основным отличительным признаком права хозяйственного ведения является то, что оно может возникнуть на основании односторонних действий субъекта "вышестоящего" вещного права вещное право учредителя. Так, по общему правилу, субъект права хозяйственного ведения создается собственником имущества.

Для права хозяйственного ведения как вещного права обособления имущества указанные односторонние действия — это единственное основание его возникновения. Унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения в соответствии с п. Учредителем унитарного предприятия может выступать Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.

Решение о создании федерального государственного предприятия принимает Правительство Российской Федерации или федеральные органы исполнительной власти в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов. Так, учредителем федерального государственного унитарного предприятия ВПК может выступать Российская Федерация. Министерство обороны Российской Федерации не может быть учредителем унитарного предприятия, поскольку оно не является собственником имущества. В соответствии со ст. N ФЗ имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Решение о создании государственного предприятия субъекта Российской Федерации или муниципального предприятия принимается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с их компетенцией. Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, может быть создано в случае: Фактически это означает, что создание унитарного предприятия по иным основаниям, запрещено.

В соответствии с общими принципами гражданского законодательства это положение не относится к уже созданным унитарным предприятиям, так как в противном случае унитарные предприятия, созданные по иным основаниям а их на практике достаточно много , должны бы были быть ликвидированы. Вместе с тем Уставы унитарных предприятий должны быть приведены в соответствие нормам Закона до 01 июля года, то есть хотя бы одно из вышеперечисленных оснований создания унитарного предприятия должно быть зафиксировано в его Уставе.

Основы деятельности

Закон закрепил устоявшееся правило, согласно которому создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, не допускается. Вместе с тем, данное утверждение вызвало ряд необоснованных мнений о том, что при его буквальной трактовке невозможно создание унитарных предприятий на основе объединения нескольких объектов имущества, находящихся в собственности одного собственника, будь то Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.

На практике такой запрет может повлечь за собой ухудшение управляемости отдельных комплексов особенно, коммунальных. Согласно пункту 2 статьи 3 Закона унитарное предприятие считается созданным как юридическое лицо со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Порядок государственной регистрации унитарных предприятий регламентируется Федеральным законом от 8 августа г. В отличие от других юридических лиц, унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, на основании пункта 2 статьи 3 Закона до момента завершения формирования собственником его имущества уставного фонда не вправе совершать сделки, не связанные с учреждением этого предприятия.

Это новое положение, введенное Законом, распространяется только на унитарные предприятия, решение об учреждении которых принято после 3 декабря года. Уставный фонд государственных и муниципальных унитарных предприятий должен быть полностью сформирован собственником его имущества в течение трех месяцев с момента государственной регистрации унитарного предприятия.

лежали порядок ликвидации и создания унитарных предприятий было интересно

В противном случае фонд, заявленный в уставе, должен быть уменьшен до размера оплаченной части. Увеличивать уставный фонд унитарное предприятие может только на основании данных утвержденной годовой бухгалтерской отчетности предприятия за счет: Для контроля за финансовой устойчивостью унитарных предприятий используется показатель чистых активов. Так, в соответствии с Законом если стоимость чистых активов унитарного предприятия по окончании финансового года окажется меньше уставного фонда, то собственник имущества обязан принять решение об уменьшении уставного фонда до размера стоимости чистых активов.

В том случае, если стоимость чистых активов унитарного предприятия по окончании финансового года окажется меньше минимального размера уставного фонда и в течение трех месяцев их стоимость не будет восстановлена до минимального размера уставного фонда, то собственник имущества обязан принять решение о ликвидации или реорганизации такого предприятия. Размер уставного фонда государственного или муниципального предприятия определяется в рублях. Закон ввел более жесткие требования к полному наименованию унитарных предприятий.

Напомним, что ранее на основании пункта 3 статьи ГК РФ наименование унитарного предприятия должно было содержать указание только на собственника его имущества. Согласно пункту 1 статьи 4 Закона теперь полное наименование унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, должно в обязательном порядке содержать точное указание на их организационно-правовую форму и собственника имущества: Еще одним ограничением деятельности унитарных предприятий является то, что на основании пункта 3 статьи 4 Закона они обязаны уведомлять об изменении своего почтового адреса орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.

Напомним, что согласно пункту 1 постановления Правительства РФ от 17 мая г. Продолжая тему ограничений, декларируемых Законом, заметим, что унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества дочернее предприятие. Это серьезное изменение правового положения унитарных предприятий, так как до вступления в силу Закона на основании пункта 7 статьи ГК РФ унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, могли создавать дочерние предприятия, утверждали устав дочернего предприятия и назначали его руководителя.

Возвращаясь к текущей деятельности унитарного предприятия отметим, что ею руководит единоличный исполнительный орган, назначаемый собственником, полностью ему подотчетный и действующий в пределах своей компетенции на основе единоначалия. Это - руководитель унитарного предприятия директор, генеральный директор. Образование иных исполнительных органов в унитарном предприятии ни ГК РФ, ни Законом не предусмотрено, допускается лишь создание совещательных органов ст. Порядок назначения на должность руководителя унитарного предприятия определяется собственником его имущества.

Например, отношения с участием руководителей государственных унитарных предприятий субъектов Российской Федерации регулируется постановлениями соответствующих Правительств — Постановление Администрации Нижегородской области от С руководителем унитарного предприятия заключается трудовой договор по правилам, установленным трудовым законодательством. Руководитель унитарного предприятия подотчетен собственнику имущества унитарного предприятия п. Например, в соответствии с Распоряжением Губернатора Нижегородской области от Распоряжения Правительства области от Кроме того, ежегодно направляет в те же структуры доклад о финансово — хозяйственной деятельности предприятия, в котором должны быть отражены следующие вопросы: Таким образом, унитарные предприятия, создаваемые собственником для решения конкретных задач, действуют по своему усмотрению и в своих интересах п.

Понятие "реорганизация" означает прекращение реорганизуемого юридического лица с переходом его прав и обязанностей к другим лицам. Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, может быть реорганизовано по решению собственника его имущества в форме: Данные формы реорганизации изложены и в ГК РФ, и в Законе в виде исчерпывающего перечня, что не допускает возможности проведения реорганизации унитарного предприятия в иных формах.

В первых двух случаях унитарные предприятия могут быть реорганизованы только в том случае, если их имущество принадлежит одному и тому же собственнику. Помимо ГК РФ и Закона, порядок реорганизации унитарных предприятий определяется с учетом положений также других федеральных законов, в частности, ФЗ от Законодательством предусмотрены и основания принудительной реорганизации юридического лица.

В случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда. Прежде всего, здесь имеется в виду органы, предусмотренные антимонопольным законодательством.

Статья 12 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" предусматривает право антимонопольных органов давать хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания, в частности, об их принудительном разделении или о выделении структурных подразделений из их состава. Антимонопольный орган вправе выдать предписание о принудительном разделении коммерческой организации, занимающей доминирующее положение, либо о выделении из ее состава одной или нескольких организаций в случае систематического осуществления ею монополистической деятельности.

В практике реорганизации унитарных предприятий могут быть ситуации, когда в уставе предусмотрено, что реорганизация унитарных предприятий может осуществляться Правительством РФ по решению Президента РФ. Так, например, Указом Президента РФ от 4 ноября г. При этом в уставах обоих юридических лиц было зафиксировано, что их реорганизация и ликвидация может быть осуществлена только по решению Президента РФ.

Следует заметить, что обязательным требованием любой реорганизации является письменное уведомление кредиторов реорганизуемых унитарных предприятий в частности, как кредиторов дочернего унитарного предприятия, так и кредиторов самого унитарного предприятия о предстоящей реорганизации пункт 1 статьи 60 ГК РФ. При этом необходимо помнить, что согласно пункту 2 статьи 60 ГК РФ кредитор реорганизуемого унитарного предприятия вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это унитарное предприятие, и возмещения убытков.

Такое уведомление кредиторов может привести к финансовой катастрофе и прекращению работы унитарных предприятий в случае, если все кредиторы одновременно потребуют от унитарного предприятия исполнить свои обязательства. Поэтому, в случае, если есть риск, что отдельные партнеры унитарного предприятия изъявят желание воспользоваться предстоящей реорганизацией с целью досрочного исполнения обязательств, то унитарное предприятие должно по возможности к этому подготовиться.

На основании пункта 1 статьи 31 Закона присоединением к унитарному предприятию признается прекращение одного или нескольких унитарных предприятий с переходом их прав и обязанностей к унитарному предприятию, к которому осуществляется присоединение. Например, на основании распоряжения Администрации Нижнего Новгорода от Как уже говорилось выше унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества дочернее предприятие.

Наиболее спорной и влекущей за собой ряд правовых и финансовых проблем является норма Закона, запрещающая создание дочерних предприятий потому, что унитарные предприятия не могут не только создавать, но и иметь дочерние предприятия. А ведь ни для кого не секрет, что дочерних унитарных предприятий создано очень много, причем у самих дочерних предприятий могут быть дочерние предприятия.

Срок ликвидации.

Что же делать с такими дочерними предприятиями. Пункт 3 статьи 37 Закона дает однозначный, но далеко не устраивающий дочерние предприятия ответ: Проблемы и споры возникают из-за того, что дочерние предприятия перестают существовать как юридические лица, а ведь их создание было чем-то оправдано. Отметим, что основная причина создания все дочерних предприятий на практике - осуществление унитарными предприятиями наряду со своей основной уставной деятельностью отдельных смежных видов деятельности.

Имущество, занятое при осуществлении этих видов деятельности обосабливалось, им наделялось дочернее предприятие. В качестве примеров к вышесказанному можно привести следующие ситуации: На базе имущества фермы создается дочернее предприятие, занимающееся животноводством; 2 нефтебаза имеет автоколонну, гаражи и мастерские.

На базе имущества автоколонны, гаражей и мастерских создается дочернее предприятие, занимающееся автотранспортными перевозками; 3 транспортное предприятие имеет на своем балансе детский сад. На базе имущества детского сада создается дочернее предприятие, оказывающее воспитательные услуги; 4 швейная фабрика имеет на своем балансе столовую. На базе имущества столовой создается дочернее предприятие, оказывающее услуги общественного питания.

Можно предложить несколько вариантов разрешения спорной ситуации, которые позволят сохранить рабочие места, самостоятельность и продолжить осуществлять ту деятельность, которой занимались до 3 декабря года дочерние предприятия. В течение 6 месяцев с 3 декабря года на основании пункта 3 статьи 37 Закона дочерние предприятия подлежат реорганизации в форме присоединения к создавшим их унитарным предприятиям, имущество дочерних предприятий приходуется на баланс унитарных предприятий.

В это же время руководство и трудовые коллективы дочерних предприятий учреждают юридические лица в организационно-правовой форме хозяйственного общества или товарищества. Эти юридические лица арендуют на долгосрочной основе у унитарных предприятий имущество, которое ранее принадлежало на праве хозяйственного ведения дочерним предприятиям.

Договор аренды имущества обязательно заключается с согласия собственника имущества. Положительная сторона решения рассматриваемой проблемы таким способом состоит в том, что созданное юридическое лицо ни от кого не зависит, однако существует опасность, что собственник имущества откажет унитарному предприятию в заключении договора аренды или предложит слишком высокую арендную плату.

Унитарные предприятия создают свои филиалы с обособленным балансом и расчетным счетом и передают на баланс этих филиалов имущество, которым ранее владели дочерние предприятия. Положительная сторона решения рассматриваемой проблемы таким способом состоит в том, что нет необходимости платить арендную плату за использование имущества, однако филиал имеет меньшую самостоятельность, чем обособленное юридическое лицо и его создание возможно по согласованию с собственником имущества унитарного предприятия, который вправе отказать в создании филиала унитарному предприятию.

Удивительно, но факт! Реорганизация юридического лица в форме -преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованное юридическое лицо - прекратившим свою деятельность.


Читайте также:

  • Брачно семейное и наследственное право по ггу
  • Долги у судебных приставов пермский край чайковский
  • Ипотека в реутове без первоначального взноса
  • 2016-2018 | Юридическая помощь онлайн.